Все недоумения и обвинения в противоречии объясняются всё тою же трудностью для неподготовленного сознания вместить противоположения. Но до тех пор, пока это не будет усвоено, нет возможности продвинуться на духовном пути. Вмещение пар противоположений — наибольший камень преткновения для большинства, но каждое [духовное] учение выдвигает именно это вмещение краеугольным камнем всего построения. Например, полное равнодушие к прославлению имени и в то же время самоутверждение. Отказ от собственности и вместе с тем окружение ею. Оторванность от Земли и всего мирского и в то же время погружение в него и земная работа со всем устремлением. Все эти противоположения должны уравновеситься в сознании ученика (письмо Е. Рерих от 28 июня 1932 г.).
Вы видели многих, кто решал идти по духовному Пути и брал на вооружение одну сторону из пары противоположностей, но не принимал другую. Они решали, что их равнодушие к славе должно означать прекращение стараний, борьбы, усилий, образования, подготовки к священному труду, к занятию своего места в иерархии и в общине Святого Духа. Но необходимо полное равнодушие к славе (прославлению имени) и в то же время самоутверждение. Утверждение бытия Христом на своем посту, бытия в точке перекрестия на кресте требует напряжения сил ума, высочайшей изобретательности Бога, реализующего Свой потенциал через вас.
Равнодушие к славе (к прославлению имени) – это исполнение закона безличной безличности, а самоутверждение – это исполнение закона личной личности. Имея обе стороны, вы имеете в себе действие Отца и действие Матери, личного и безличного.
Отказ от собственности и вместе с тем окружение ею. Отказаться – значит стать безличным, непривязанным, свободным от желания в том смысле, в каком учит Будда. Но Будда любит Мать и поклоняется Матери. Поэтому женский аспект этой пары противоположностей – это жизнь в окружении предметов собственности. Вы окружены богатством, ваше дерево ломится от плодов Христо-сознания. Когда приходят дети, ваши руки не пусты, вы можете дать им драгоценности Жизни. Но падшие будут говорить вам, что вам надо освободиться от собственности, всё раздать, ничего не иметь. Они обманом лишают детей Божьих их законного наследия в Божественной Матери.
Вы должны уметь жить среди богатства и быть совершенно непривязанными к нему. Вам доверено на хранение то, что по праву принадлежит детям Бога. Вы управляете этим имуществом, вы управляете Светом, чтобы раздавать Свет как эликсир для вознесения. Оторванность от Земли и всего мирского и в то же время погружение в него и земная работа со всем устремлением. Полная свобода от всех мирских желаний, от всего мирского и в то же время глубокий интерес к земным делам. Отец как Дух совершенно свободен от всех желаний, кроме желания быть. Мать же глубоко интересуется земными делами. Почему? Потому что ее дети живут на Земле. Святая Тереза сказала: «Я проведу все свои Небеса на Земле». Речь идет о том, чтобы делать дела Бога на Земле, проявлять заботу о детях малых, о развивающихся здесь душах.
(Из лекции Элизабет Профет от 25 октября 1975 г. по письмам Елены Рерих.)